Светоч казахского театра – Азербайжан Мамбетов
Одной из ярчайших личностей в духовной культуре Казахстана является режиссёр, деятель искусства, педагог, мастер сцены — Азербайжан Мамбетов. Он был тем, кто вдохнул жизнь в казахский театр, наделив каждого персонажа глубиной, а каждую постановку — философским смыслом.
Азербайжан Мамбетов родился 1 сентября 1932 года в деревне Савенко Волгоградской области Российской Федерации. Его страсть к искусству проявилась ещё в юные годы. В 1952 году он окончил актёрский факультет Алматинского художественного училища и в том же году поступил на режиссёрский факультет Государственного института театрального искусства имени А.В. Луначарского в Москве, который окончил в 1957 году. Здесь он обучался у представителей школы Станиславского — народного артиста СССР Н.М. Горчакова и профессора А.А. Гончарова.
С 1957 года на протяжении более тридцати лет он работал в Казахском академическом драматическом театре имени Мухтара Ауэзова — сначала в качестве главного режиссёра, затем как директор-художественный руководитель. За эти годы он поставил свыше 150 спектаклей. В 1965 году за постановку по произведению Чингиза Айтматова «Матерь — Земля родная» он был удостоен Государственной премии Республики Казахстан.
В 1974 году, по инициативе Абиша Кекилбаева, он поставил трилогию Абдижамила Нурпеисова «Кровь и пот», за которую получил Государственную премию СССР. Эта постановка также была представлена на сцене Национального театра в Праге (Чехословакия).
Произведение Чингиза Айтматова «И дольше века длится день» было поставлено на сцене Московского академического театра имени Евг. Вахтангова с участием народного артиста СССР Михаила Ульянова. А трагедия Мухтара Ауэзова «Абай» была представлена на сценах Узбекского академического театра, а также уйгурского и корейского национальных театров.
Азербайжан Мамбетов смело обращался и к мировой классике. Он высокохудожественно поставил:
-
К. Гольдони – «Слуга двух господ»,
-
Лопе де Вега – «Собака на сене»,
-
М. Фриш – «Дон Жуан приходит с войны»,
-
У. Шекспир – «Кориолан»,
-
Софокл – «Царь Эдип»,
-
А. Чехов – «Дядя Ваня».
Эти постановки стали образцами современного режиссёрского мастерства.
В 1973 году он принял участие в международном театральном фестивале стран Азии, Африки и Латинской Америки в городе Шираз (Иран) со спектаклем «Матерь — Земля родная». А в 1984 году на международном фестивале «Национальный театр» в Нанси (Франция) представил спектакль по пьесе Габита Мусрепова «Козы Корпеш — Баян сулу», продемонстрировав мировому зрителю изящество казахской драматургии.
Азербайжан Мамбетов оставил след и в кинематографе. Он снял фильмы «На крыльях песни», «Кровь и пот», «Вестник», а также телевизионную версию спектакля «Абай», внеся значительный вклад в развитие киноискусства.
Он был профессором Казахской национальной академии искусств имени Т. Жургенова и Казахского национального университета искусств, подготовив множество выдающихся актёров и режиссёров.
Государственные и общественные награды:
-
В 1976 году — удостоен звания «Народный артист СССР»;
-
В 1999 году — по приглашению Президента РК Н. Назарбаева был назначен художественным руководителем Казахского музыкально-драматического театра имени К. Куанышбаева в Астане;
-
В 2000 году — опера М.Тулебаева «Биржан и Сара» в постановке Маметова стала заметным событием в истории театра;
-
В том же году — за выдающиеся заслуги в развитии национального искусства был награждён высшим званием «Народный Герой».
Основные спектакли, поставленные в 1999–2008 годах:
-
Г. Мусрепов — «Кыз Жибек», «Козы Корпеш — Баян сулу»;
-
М. Ауэзов — «Карагоз»;
-
Ф. Эрве — «Мадемуазель Лиса»;
-
В. Дельмар — «Мимолётное счастье»;
-
К. Байсеитов, К. Шангытбаев — «Эй, девушки!»;
-
Ш. Айтматов — «Матерь — Земля родная», «И дольше века длится день»;
-
И. Жансугуров, С. Назарбекулы, Б. Альдибек — «Махамбет»;
-
У. Гаджибеков — «Аршин мал алан»;
-
А. Чехов — «Дядя Ваня»;
-
А. Нурпеисов — «Кровь и пот».
С ним работали выдающиеся деятели казахстанской сцены: народные артисты Казахстана Гульжан Аспетова, Тилектес Мейрамов, заслуженные деятели культуры Лейло Бекназар-Ханинга, Акиш Омар и другие мастера сцены, которые и сегодня составляют золотой фонд театра.